6878
Стричь ногти и подстригать волосы перед Курбан-байрамом
Можно ли стричь ногти и подстригать волосы перед Курбан-байрамом, если собираешься принести жертву?
В сборнике имама Муслима (1977) приводится хадис Умм Салямы о том, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если вы увидели новую луну в месяце зуль-хиджа, и кто-либо из вас собирается принести жертву, пусть не подстригает волосы и ногти».
В другой версии говорится:
«Пусть тот, кто собирается принести жертву, после новолуния в зуль-хиджа не подстригает ни волосы, ни ногти, пока не совершит приношение».
На первый взгляд, из этого следует, что любой желающий принести жертву в Курбан-байрам не должен стричь ногти, подстригать волосы. Однако на этот счет между законоведами существуют разногласия.
Первое мнение
Имам Абу Ханифа считал, что подстригать ногти и совершать все перечисленные действия разрешается, даже если человек собирается принести жертву, потому что на него не распространяются запреты, имеющие силу для вступивших в ихрам.
В пользу этого мнения приводится хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах):
«Я своими руками вила веревки для жертвенного скота посланника Аллаха (мир ему и благословение). Потом он собственноручно повязывал ими шеи животных, а потом он отправил их [в Мекку] с моим отцом, и ничто из дозволенного Аллахом не было запретным для посланника Аллаха (мир ему и благословение) до того, как их приносили в жертву» (Аль-Бухари, 1613; Муслим, 1321).
В этом хадисе имеется довод на разрешение того, что запрещено в первом хадисе. Значимость хадиса Айши (да будет доволен ею Аллах) выше, чем значимость хадиса Умм Салямы, поскольку хадис Айшы — мутаватир, самой высокой степени достоверности. Хадис от Умм Салям не пришел таким образом, наоборот, было порицание в его цепочке.
Второе мнение
Имамы Аш-Шафии и Малик, а также некоторые ханбалиты считали, что подстригать ногти и совершать все остальные действия, перечисленные в хадисе Умм Салямы, нежелательно, но и не запрещено.
Они ссылались на слова Айши: «Я своими руками вила веревки для жертвенного скота посланника Аллаха (мир ему и благословение). Потом он собственноручно повязывал ими шеи животных, а потом он отправил их [в Мекку] с моим отцом, и ничто из дозволенного Аллахом не было запретным для посланника Аллаха (мир ему и благословение) до того, как их приносили в жертву» (Аль-Бухари, 1613; Муслим, 1321).
Третье мнение
Имам Ахмад считал, что все, перечисленные в хадисе Умм Салямы, действия запрещены, начиная с первой ночи зуль-хиджа и вплоть до жертвоприношения.
Итак, из всех перечисленных мнений законоведов, наиболее подходящее для нашего времени — мнение Абу Ханифы, который не видит запрета на данное действие.
Аллах знает лучше!