Получил немалую порцию критики, даже такфир (обвинение в вероотступничестве) за мое поздравление православных христиан Украины с созданием Поместной Православной Церкви и с получением Томоса об автокефалии. Такая странная нетерпимость и крайности абсолютно не присущи Исламу и мусульманам Украины, и еще несколько лет назад, а конкретнее — до войны, я с таким не сталкивался.
Со времен Крымского ханства мусульмане, христиане, караимы и иудеи абсолютно мирно сосуществовали, уважали друг друга, а храмы этих религий иногда, как в Кезлеве (Евпатории), стояли так близко, что имам с минарета мог поздравить звонаря с колокольни и спросить, как он себя чувствует, все ли в порядке у внуков, играющих днем с его внуками. Нашей мусульманской культуре не свойственно осуждать и критиковать за доброжелательность, уважение, добрососедство.
Без сомнения, это зарубежное влияние, зарубежный менталитет, не способный осознать, что мир и терпимость могут быть между разными религиями, более того — что между ними может быть взаимоуважение и сотрудничество. Возможно, для кого-то невыносимо само существование независимой Украины, украинской культуры и менталитета, независимой православной церкви и независимых мусульман Украины, хорошо относящихся к христианам Украины. Кто не может этого вынести — просто отстаньте от нас, займитесь собой, а мы и без вас справимся.
Что касается собственно исламского богословия, то вообще претензии ко мне не имеют никаких шариатских оснований. Интересно, что критики не понимают: учреждение Церкви и получение Томоса — это не религиозный праздник, не религиозный обряд, даже не молитва. Это исключительно административные вопросы, это организация и обустройство своей религиозной жизни. И почему мне, Муфтию, не поздравить украинских христиан с учреждением и признанием их организации? Где в Исламе это запрещено?
Всевышний Аллах говорит:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных!» (Коран, 60: 8)
Господь обращается к христианам не иначе как словами «О люди Писания!», подчеркивая, что они принадлежат к особой категории и имеют с мусульманами общие корни, очень близкие духовные и нравственные ценности, относятся к религиозной традиции, в свое время получившей Писание Божие.
Поздравить друг друга, проявить лучшие нравственные качества Ислама, засвидетельствовать готовность к диалогу и сотрудничеству в добрых делах — это все от красоты Ислама, от нравственных качеств любого верующего человека. Поэтому я не воспринимаю критику, побуждающую людей ко вражде к иноверцам, к неуважению к христианам, к гордыне. А посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Мусульманин — тот, от чьего языка и рук люди в безопасности, а настоящий верующий — тот, кому люди могут доверить свою жизнь и имущество» (Ан-Насаи).
186
Поздравить друг друга — это от нравственных качеств