Каким должно быть наше отношение к Корану?
В своей книге шейх аль-Газали говорит, что отношение к Корану стало формальным, его свели лишь к ритуалу и мольбам. Он призывает мусульман изучать социальные закономерности, сформулированные в Божественном Откровении, пытается убедить читателей постигать всю глубину Корана, чтобы эта Книга перестала быть уделом не только чтецов-декламаторов, но стала пособием, стимулирующим человека к творчеству во всех сферах. Именно это Газали считает наиболее важным: «Жаль, но на самом деле можно сказать, что мы почти утеряли Коран. Мы слушаем его лишь как музыкальное произведение в исполнении известных чтецов, а когда читаем, то не задумываемся о смыслах аятов».
Мусульмане раннего периода истории ислама хорошо понимали стимул Божественного Послания, – поэтому они прославились как носители прогресса и духовного возрождения, как глашатаи истины и справедливости. Они рассматривали Коран именно как всестороннее Послание, охватывающее все стороны жизни человека и общества. Первым поколениям мусульман удалось превратить Откровение в действенный регулятор социальной и индивидуальной жизни, что и позволило им создать уникальную культуру. В те времена привязанность к Корану не была формальной и показной, но отличалась искренностью и практичностью.
Однако позже Божественная Книга стала рассматриваться мусульманами иначе. Люди стали читать аяты механически, надеясь снискать благодать самим фактом обращения к тексту Корана, не вникая в его смысл. Богословы, толкователи, хадисоведы и правоведы использовали Коран лишь как источник для вынесения решений по правовым вопросам. В результате Книга оказалась оторванной от действительных нужд общества и стала использоваться исключительно в прикладных целях.
Мухаммад аль-Газали предлагает вернуться к Священной книге и начать изучать Коран в комплексе, сознательно, со всей серьезностью. В этом и поможет предлагаемая книга «Каким должно быть наше отношение к Корану».