02 августа 2019

6872

Тема: 

Стричь ногти и подстригать волосы перед Курбан-байрамом

Вопрос: 

Можно ли стричь ногти и подстригать волосы перед Курбан-байрамом, если собираешься принести жертву?

В сборнике  имама Муслима (1977) приводится хадис Умм Салямы о том, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Если вы увидели новую луну в месяце зуль-хиджа, и кто-либо из вас собирается принести жертву, пусть не подстригает волосы и ногти». 

В другой версии говорится:

«Пусть тот, кто собирается принести жертву, после новолуния в зуль-хиджа не подстригает ни волосы, ни ногти, пока не совершит приношение». 

На первый взгляд, из этого следует, что любой желающий принести жертву в Курбан-байрам не должен стричь ногти, подстригать волосы. Однако на этот счет между законоведами существуют разногласия. 

Первое мнение

Имам Абу Ханифа считал, что подстригать ногти и совершать все перечисленные действия разрешается, даже если человек собирается принести жертву, потому что на него не распространяются запреты, имеющие силу для вступивших в ихрам.   

В пользу этого мнения приводится хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах):

«Я своими руками вила веревки для жертвенного скота посланника Аллаха (мир ему и благословение). Потом он собственноручно повязывал ими шеи животных, а потом он отправил их [в Мекку] с моим отцом, и ничто из дозволенного Аллахом не было запретным для посланника Аллаха (мир ему и благословение) до того, как их приносили в жертву» (Аль-Бухари, 1613; Муслим, 1321).

В этом хадисе имеется довод на разрешение того, что запрещено в первом хадисе. Значимость хадиса Айши (да будет доволен ею Аллах) выше, чем значимость хадиса Умм Салямы, поскольку хадис Айшы — мутаватир, самой высокой степени достоверности. Хадис от Умм Салям не пришел таким образом, наоборот, было порицание в его цепочке.

Второе мнение

Имамы Аш-Шафии и Малик, а также некоторые ханбалиты считали, что подстригать ногти и совершать все остальные действия, перечисленные в хадисе Умм Салямы, нежелательно, но и не запрещено. 

Они ссылались на слова Айши: «Я своими руками вила веревки для жертвенного скота посланника Аллаха (мир ему и благословение). Потом он собственноручно повязывал ими шеи животных, а потом он отправил их [в Мекку] с моим отцом, и ничто из дозволенного Аллахом не было запретным для посланника Аллаха (мир ему и благословение) до того, как их приносили в жертву» (Аль-Бухари, 1613; Муслим, 1321).

Третье мнение

Имам Ахмад считал, что все, перечисленные в хадисе Умм Салямы, действия запрещены, начиная с первой ночи зуль-хиджа и вплоть до жертвоприношения. 

Итак, из всех перечисленных мнений законоведов, наиболее подходящее для нашего времени — мнение Абу Ханифы, который не видит запрета на данное действие. 

Аллах знает лучше!