Республика Гана

2012-07-12 17:29:00
Республика Гана

Государство в Западной Африке. Входит в Содружество наций. Граничит на западе с Кот-д’Ивуаром, на северо-западе и севере – с Буркина Фасо, на востоке – с Того. 

С юга омывается водами Гвинейского залива.

Численность населения – 22,9 млн. чел, из них 15,6% мусульмане (около 3,6 млн. чел.).

Государственный язык – английский.

Столица – Аккра.

Денежная единица – седи.

Государственный строй – президентская республика.

Ислам в Гане

Гана является одной из самых густонаселенных стран Западной Африки. Общая численность населения страны составляет около 23 млн человек. На три четверти население страны состоит из народов гвинейской языковой подгруппы - акан (ашанти или асанте, фанти и гуанг - до 44%), подгруппы вольта (гур) - моси-дагомба (около 16%), гурма (3%), эве (эвегба - 13%), га и адангбе (8%), народности группы йоруба (около 1%). Проживают в Гане также европейцы и представители других народов.

Вплоть до 20 в. ганцы сохраняли приверженность традиционным африканским верованиям. Однако британские колониальные власти способствовали распространению христианства, полностью доверив образование детей аборигенов миссионерам. Хотя после провозглашения независимости появились и светские школы, христианские миссионеры продолжали активно действовать в Гане. Тем не менее более четверти населения по-прежнему являются приверженцами традиционных религий. Более того, примерно треть верующих, формально считающихся христианами (20% населения), принадлежит к христианско-африканским сектам и церквям, являющимся своеобразным синтезом христианских и африканских религиозных учений и обрядности. К сторонникам ортодоксальных течений (методисты, пресвитериане и католики) относятся трое из восьми ганцев. Влияние ислама наиболее сильно в северных областях Ганы.

На бытовом уровне христиане и мусульмане живут мирно. Можно увидеть членов одной семьи, придерживающихся разных религиозных взглядов. Мусульманские друзья и родственники приходят к христианам на рождество и желают им всех благ, а христиане, в свою очередь, навещают своих друзей-мусульман во время Праздника разговения или Дня жертвоприношения. Они обмениваются кушаньями и подарками. Во время таких событий, как свадьба, крещение и даже рукоположение священника мусульмане приходят в христианскую церковь и, наоборот, так как на подобных церемониях должны присутствовать друзья и родственники. Таким образом, то, что называется «жизненным диалогом» происходит на бытовом уровне.

Республика Гана является светским государством и не поддерживают какую-либо религию официально.
Исторически же ислам предшествовал христианству в Гане. Ислам пришел в Гану в 14 веке и в основном с севера. Мусульманские религиозные деятели, которых обычно называют маламы, распространили свое влияние на северных племенных вождей через предсказание судьбы, изготовление оберегов и амулетов, как для исцеления, так и для военных целей. Мусульманские торговцы распространили ислам в королевстве Ашанти в 18 веке. В прибрежные районы ислам пришел в 1830х годах от переселившихся освобожденных рабов из Ост-Индии.

Преобладающее число ганских мусульман – это сунниты, которых причисляют к маликийскому мазхабу, в то время как существенное меньшинство придерживается шафиитской школы. Суфийские доктрины, которые популярны в Гане, включают в себя Кадарийу и Тиджанийу. Они встречаются на севере и в главных городах на юге. Кадаинская школа движения Ахмадие достаточно распространена в Гане, где существует огромное количество религиозных меньшинств. Ахмадие пришло туда в 1921 году благодаря народности фанти, прибрежным мусульманам. Принадлежность и управление сектой было сосредоточено в руках этнических групп фанти и ашанти и само направление получило название «Ислам фанти и ашанти» в противовес суннитам и основному течению ислама, которые преобладают у северных ганцев и других западных африканских народностей. «Ислам фанти и ашанти» известен своей антихристианской и антимусульманской пропагандой в общественных проповедях.

За последние три десятилетия мусульманская активность в Гане выросла, что привело к увеличению числа исламских организаций. В 1971 году мусульманская миссионерская организация, известная как «Центр исламского реформирования и исследования», была создана в Аккре. Активисты центра относят себя к ваххабитскому течению. Они помогают школам и другим социальным учреждениям, проповедуют ислам в городских центрах. Мусульманская миссионерская деятельность наиболее распространена в Кумаси, второй столице Ганы, где движение Ахмадие поставило беспрецедентный рекорд в ведении антихристианской и антисуннитской пропаганды еще с 1930-х годов.

Еще одно направление ислама в Гане – это «Нация мусульман» во главе с Луисом Фаррахом. Официально это движение было принесено в страну в начале 1990-х благодаря военному совету Временного национального комитета обороны. В октябре 1996 года совет организовал национальный конгресс в Гане, были созданы национальное телевидение, радио и пресса. У Нации мусульман, однако, мало последователей в Гане, и их деятельность не выходит за рамки эмоциональных всплесков во время визита Фарраха и его выступлений с речью.

Существует ряд примеров напряженных отношений и даже жестоких столкновений между разными мусульманскими организациями в Гане, в особенности, между Ахмадие и основным течением ислама. Ранние кровавые столкновения этих организаций привели к взаимному недоверию, неуважению и отказу от сотрудничества. Есть даже примеры, когда приверженцы основного течения ислама уходили с собраний в знак протеста против присутствия там сторонников Ахмадие. Напряженные отношения существуют между коренными ганскими мусульманами и другими западными африканскими народностями за право лидерства. Последние сличают себя правомерными хранителями традиционного ислама и негодуют по поводу их подчиненного положения по отношению к коренным ганским мусульманам. Все это приводило к большому числу жестоких столкновений во время пятничной молитвы и закрытию властями мечетей.

Группировка «Ахлю Сунна» подвергает нападкам и публично критикует практику традиционного ислама и считает «неисламскими» создание и ношение оберегов и амулетов. Для них ислам – это «чистый», «ортодоксальный» ислам, который они проповедуют в Саудовской Аравии и других частях арабо-мусульманского мира. Напряженные отношения и иногда жестокие конфликты существуют между мусульманами - приверженцами Кадарийского и Тиджанийского течений. Огромное количество обращений государственных лиц, национальных представителей и мусульманских лидеров помогли снизить напряжение между различными группировками в стране в 1999 году.

Теги: акции протеста, образование

Новости по теме

Новости партнеров
Loading...
Join
загрузка...
Ищите нас в соцсетях
Join
загрузка...