Гурзуфские святыни

2011-10-06 11:56:00
Гурзуфские святыни
- Фото из архива автора и Льва Авсеева.

Гурзуф, вне всякого сомнения, самый колоритный из всех городков крымского Южнобережья, полностью сохранивший дух старинных кримскотатарских поселков. Это одно из самых древних поселений Крыма – люди здесь поселились еще в каменном веке.

Первое письменное упоминание о Гурзуфе относится к середине VI века. Прокопий Кесарийский в своем трактате «О постройках», написанному по приказу императора Юстиниана I в 553-555 г.г., в частности записал, что по велению императора были построены «замок Алустон и замок в округе Горзувитской».

В 1472 году, возвращаясь из Индии,  Гурзуф посетил тверской купец Афанасий Никитин, его корабль 5 дней укрывался от бури в Гурзуфской бухте, о чем он оставил запись в своей книге «Хождении за три моря». Есть небезосновательная версия, что во время «Хождения» Никитин принял ислам. Это подтверждается, в частности молитвой, которой Афанасий завершает свой трактат.

С 1475 по 1774 годы Гурзуф  входил в состав коронных владений турецких султанов.

С присоединением Крыма к Российской империи Гурзуф тоже сначала относится к «казенным» землям. А после передается в частные руки. Среди его владельцев – герцог Ришелье (тот самый, чей памятник сегодня – символ Одессы), Михаил Воронцов, Иван Фундуклей, Петр Губонин (о последнем, более подробно, мы расскажем ниже).

В 60-е годы ХХ века, правда, историческую часть Гурзуфа едва не уничтожили – власти планировали застроить побережье современными здравницами. Тогда на защиту исторической части Гурзуфа горой встали деятели культуры – художники, артисты, писатели, историки… К сожалению мечеть - главное украшение поселка, его архитектурная доминанта сохранилась только на старинных фотографиях. Увы, в 30-е годы, когда святыню разрушили, выступить против вандализма было чревато, да и бесполезно.


Душевно почитал священный Алькоран…

Рассказ о Гурзуфе исламском мы начнем с… Пушкина. Летом и осенью 1820 года знаменитый поэт три недели жил в Гурзуфе. Позже он эти дни называл самым счастливым периодом своей жизни.

Восточные и исламские мотивы прослеживаются во многих стихотворениях Александра Пушкина. Он настолько был увлечен культурой ислама, слогом Корана, что даже написал целый цикл «Подражания Корану». В первой части подражаний, в частности, речь идет о даровании Корана Пророку:

Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянусь Я утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой:
Нет, не покинул Я тебя,
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?
Не Я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не Я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?
Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот и Мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

Увлечения Пушкина Исламом было настолько сильным, что друзья шутливо называли его «Апостолом Мухаммада».

Несколько стихов Александр Сергеевич посвятил и самому Гурзуфу. Есть стихи и об местных мусульманах:

Недавно бедный музульман
В Юрзуфе жил с детьми, с женою;
Душевно почитал священный Алькоран
И счастлив был своей судьбою;
Мехмет (так звался он) прилежно целый день
Ходил за ульями, за стадом
И за домашним виноградом,
Не зная, что такое лень…

В этом стихотворении поэт очень тонко подметил патриархальные нравы старого Гурзуфа – почитание Корана, любовь к семье и трудолюбие…

В Гурзуфе и сегодня сохранился дом, где жил Пушкин (там сегодня музей).

«Губонинская» мечеть

Гурзуфская мечеть – была одной из красивейших в Крыму и отличалась оригинальной архитектурой. К тому же, размещена она была весьма удачно – на вершине скалы, поэтому казалось, что здание и высокий стройный минарет буквально парили в облаках, соединяя Небо и землю.

Что любопытно, построена она была за деньги православного христианина – владельца имения «Гурзуф» Петра Губонина (отсюда ее народное название - «Губонинская мечеть»). Петр Ионович был уникальной личностью. Родился он в семье простого крепостного каменщика. Начинал простым рабочим. Позже стал известным строителем-подрядчиком, на чем и заработал приличный капитал. В отличие от современных нуворишей значительные средства Губонин жертвовал на благотворительность. В частности, на строительство знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. На пожертвования Петра Ионовича были, наконец, завершены и работы по внутренней отделке Владимирского собора в Херсонесе. Не забывал он и о «социалке» - сам выходец из самых низов он отлично понимал нужды простого народа.

За благотворительность и «содействие общественной пользе» Губонин и получил дворянство. На его гербе император Александр III собственноручно начертал девиз: «Не себе, а Родине!».

Имение «Гурзуф» Петр Губонин приобрел в 1881 г. Уже через несколько лет в поселке он возводит 7 гостиниц, проводит водопровод и канализацию, закладывает грандиозный парк. При его попечительстве для местных татар открывается аптека, фельдшерский пункт, строятся почта, телеграф, библиотека… Тогда же при его активном участии на набережной строится храм Успения Пресвятой Богородицы, а на горе – огромная мечеть для местных мусульман. Губонин не только профинансировал ее строительство, но и, как опытный строитель, активно занимался ее возведением. Архитектурно-строительный гений Губонина подтверждает тот факт, что поставленная на скале мечеть и высокий минарет без потерь пережили Большое Крымское землетрясение.

Здесь стоит привести фрагмент из книги «Следы в сердце и в памяти»  Рефата Аппазова - знаменитого космического конструктора и одного из основателей Меджлиса:

«…Мечеть не работала по понятным причинам, но вход в минаретную её часть был всегда открыт - туда поднимались и экскурсанты. Молельная часть представляла собой большое помещение с тоненькими колоннами и верхним куполом зелёного цвета в виде сферического сегмента, увенчанного, как у всех мусульманских храмов, месяцем со звездой... Вопреки нынешним привычкам везде всё пачкать и разрушать, на чистоту мечети никто не покушался, двор был чист и не захламлён. При разрушительном крымском землетрясении 1927 года мечеть устояла, а вот мощной антирелигиозной кампании воинствующих атеистов на фоне сплошной коллективизации и раскулачивания она уже не выдержала: в 1937-м году минарет дал трещину, после чего вход в него закрыли. Ещё через несколько лет минарет разобрали до основания, а остальное помещение стали использовать как склад».

Позже разобрали и само здание мечети…

Была уничтожена, вместе с православным храмом и могила строителя мечети Петра Губонина.

Святой хранитель Гурзуфа

Среди татар Крыма особым почитанием пользовались Азизы - могилы мусульманских святых. Была такая могила на старом гурзуфском кладбище.

Могила Гурзуф-Азиз была одной из самых почитаемых в Крыму -  к ней стекались паломники едва ли не со всего полуострова.

Имя и прижизненные деяния этого святого, к сожалению неизвестны. Святость проявилась после смерти – когда над его могилой начали наблюдать зеленоватое сияние,  «священный свет» (нур) - один из признаков могилы Азиза.

Впрочем, первоначально отмеченной свечением могиле большого значения не придали. К ней начали относиться просто с большим почтением. И не больше.

Спустя десятилетия святость места открыл бахчисарайский шейх из дервишского ордена последователей тариката (тарикат –по-арабски означает «путь») Накшбенди. Причем, открыл, не выезжая из Бахчисарая!

Согласно преданию, к шейху за помощью обратилась одна гурзуфчанка. В поиске исцеления она отправилась в Бахчисарай к Азизу Мелек-Аштера.

Азиз Мелек-Аштера – самый почитаемый в Крыму. В отличие от остальных Азизов здесь погребения нет – это место его поминовения. Сам же Мелек-Аштер похоронен в Египте. При жизни он был полководцем халифа Али (VII век). При Бахчисарайском Азизе Мелек-Аштера действовала  мечеть, служившая и как текие для общины суфиев. Здесь был один из главных центров крымского суфизма.

Шейх доброжелательно встретил паломницу и вместе с ней молился за исцеление. На прощание же заметил, что страждущая зря проделала такой дальний путь (в середине XIX века это было очень нелегкое и довольно длительное путешествие, тем более для больного человека). Какая, мол, нужда была ехать так далеко, если в самом Гурзуфе покоится Большой Святой. На вопрос: «Где же эта могила, и почему о ней никто не знает?», шейх ответил, что святое место само себя покажет.

Вернувшись в Гурзуф женщина тут же обратилась к мулле, передав ему слова шейха. Заодно она пообещала за личные средства восстановить могилу святого, как только ее найдут. Мулла уже был наслышан, о сиянии на могиле. Несколько ночей он провел в молитвах на кладбище, пока на одной из старых заброшенных могил, в самом дальнем углу некрополя, не увидел сияние.

Женщина сдержала слово. Могила была приведена в порядок, ее окружили каменной оградой, а рядом построили молельный домик, где постоянно дежурил дервиш.

Могила оказалась именно та, о которой говорил шейх. Вскоре к ней хлынул поток жаждущих исцеления. И чем больше было исцелений, тем больше был поток паломников. Древнее фисташковое дерево, растущее у  Гурзуф-Азиза, буквально до самого верха было обвешено цветными лоскутками, привязанными верующими.

Святой, не только помогал молящимся, но и карал нечестивцев. Старики до сих пор вспоминают случай, происшедший на рубеже XIX-XX веков. Рассказывают, что однажды один пьянчужка, упившись вдрызг, шел вдоль кладбищенской ограды в сторону имения «Суук-Су». При этом, как это часто бывает с подобными личностями, нецензурно крыл всех и вся, что встречал по дороге. Не оставил он без своего «внимания» и могилу Святого и священное фисташковое дерево (они были у самой ограды кладбища). Но тирада сквернословия внезапно оборвалась. Пьянчужка тут же свалился на землю – у него отняло язык и ноги.

Естественно, после этого случая авторитет святыни взлетел еще выше. К началу ХХ века Гурзуф-Азиз стал одним из самых почитаемых святых мест Крыма. На полуострове было лишь три более почитаемые мусульманские святыни…

Революция и гражданская война стали фатальным событием для всей религиозной жизни страны. Большевики начали непримиримую войну против Бога. Особо тяжелая ситуация была в Крыму, где священников и мулл записали не только в «торговцы опиумом для народа», но и в пособники Врангеля. Людей хватали прямо в храмах и мечетях и расстреливали без всякого суда и следствия. Молитвенный домик у могилы, где ранее нес свою службу дервиш – опустел. Никто так и не знает, удалось ли ему бежать.

С 20-х годов Гурзуф-Азиз приходит в запустение, а на священной фисташке только изредка появляются цветные лоскутки, оставляемые редкими паломниками. Молиться на могиле становится небезопасно – ведь у нее появляются совсем другие «стражи».

На базе дореволюционных особняков, расположенных чуть ниже кладбища, новая власть организует санаторий для комсомольского актива с красноречивым названием «Колхозная молодежь» (ныне здесь артековский детский лагерь «Кипарисный). Комсомольцы не только прогоняли от святого места  верующих, но и устраивали на погребении «воинственно-безбожные» акции вплоть до танцев на могиле с пением атеистических песен.

И чтобы следа не осталось…

После депортации крымских татар в 1944 году власти начали целенаправленно вытравливать все, что хоть как то напоминало о коренных жителях Крыма. Колоритные татарские (а заодно греческие, армянские и немецкие) топонимы заменили на новые, абсолютно безликие – Первомайские, Яблочные, Виноградные, Персиковые и другие плодово-ягодные… Уничтожались и кладбища. Гурзуфское, в частности, было заутюжено танками (во всяком случае, так утверждают старожилы). Уничтожили и могилу Гуруф-Азиза, а старую фисташку спилили – чтобы и следа не осталось от святого места…

Тогда же случилась и одна довольно некрасивая история.

В 1945 году санаторий «Колхозная молодежь» был передан «Артеку».

«После войны, - вспоминал позже Владимир Свистов, один из старейших сотрудников «Артека» - на восстановлении лагеря трудилась группа немецких военнопленных. С материалами было туго, поэтому зачастую использовались обломки разрушенных зданий и другие подручные средства. Когда ремонтировали ступеньки в «Колхозной молодежи», немцы приволокли с соседнего татарского кладбища надгробную плиту. Да еще и уложили ее надписью вверх».

Тогда такое кощунство никого не возмутило - советская пропаганда крымских татар не жаловала, а большинство населения ей верило. Брошенное под ноги надгробие «вражеского народа» воспринималось как должное, а большинству вообще было все равно - ну плита, ну арабская вязь на ней… Мало ли в Крыму всяких древностей с непонятными письменами?

Пионеры топтались по надгробию добрых 7 лет, пока едва не разразился большой международный скандал.

В 1952 году в Артек приехал знаменитый турецкий писатель и поэт Назым Хикмет. Гостя тепло встретили и повели показывать лагерь. Вдруг сопровождающие заметили, что знаменитый иностранный гость стоит весь бледный, и с ужасом смотрит себе под ноги.

Его состояние было вполне объяснимо. Назым Хикмет стоял на покрытой арабской вязью могильной плите, да еще и с вырезанной на камне цитатой из «Корана»!

Гость тогда ничего не сказал, но по его лицу и так все было понятно. Уже к вечеру злополучную плиту оперативно убрали.

Второй случай произошел уже в наше время. Вначале 2000-х при ремонте все тех же ступенек, строители вмуровали в боковую стену фрагмент камня с арабской вязью. Правда, на этот раз камень использовали в качестве декора. На надписи просматривалась даже дата. К сожалению последняя цифра читается скверно, но судя по всему – это конец ХVIII века. Скорее всего, это было не надгробие, а фрагмент фонтана. Камень украшал ступени до 2007 года. Позже, надпись кто-то сбил молотком (сейчас она еле угадывается). Как удалось выяснить никто из сотрудников «Артека» к этому вандализму непричастен. Скорее всего, постарались гурзуфские «интернационалисты-черносотенцы» - антитатарские и антиисламские настроения, активно подогреваемые «русскопатриотическими», СМИ в Крыму, к сожалению, не редкость.

К чести нынешних гурзуфчан, следует, однако, сказать, что, не смотря на то, что в Гурзуфе уже не осталось ни сотки свободной земли, на территорию старого татарского кладбища пока никто не посягает.

Что же касается Гурзуф-Азиза, остается надеяться, что покровитель Гурзуфа рано или поздно даст о себе знать. И Святая Могила вернется к людям.

Автор: Дмитрий Митун, специально для «УММА»
Новости партнеров
Loading...
Join
загрузка...
VIPadvert
Ищите нас в соцсетях
Join
загрузка...
Новости партнеров
Loading...